ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
1. Установлен порядок использования видеоконференц-связи в гражданском процессе
Федеральныйзакон от 26.04.2013 N 66-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Вступил в силу Закон N 66-ФЗ, позволяющий использовать видеоконференц-связь при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции. С его принятием унифицированы положения процессуального законодательства в части использования видеоконференц-связи при рассмотрении дел в суде. Напомним, что до недавнего времени было законодательно урегулировано использование видеоконференц-связи только при рассмотрении дел в уголовном и арбитражном процессе. В то же время видеоконференц-связь иногда использовалась и в гражданском процессе, несмотря на отсутствие законодательной регламентации.
В соответствии с Законом N 66-ФЗ в судебном заседании посредством видеоконференц-связи могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. Использование видеоконференц-связи в закрытом заседании Законом N 66-ФЗ запрещено.
Согласно рассматриваемому Закону участие лиц в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи возможно как по ходатайству лиц, так и по инициативе суда. При этом случаи, когда суд по своей инициативе должен выносить определение об участии лиц в заседании таким способом, не указаны. Кроме того, не перечислены ситуации, в которых суд должен удовлетворить ходатайство лица о его участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи или отказать в таком удовлетворении.
Отметим, что в отношении арбитражного процесса данный вопрос решается следующим образом. Согласно ст. 153.1 АПК РФ участие лиц в судебном заседании посредством видеоконференц-связи возможно только при условии заявления ими соответствующего ходатайства. В удовлетворении такого ходатайства суд может отказать лишь в следующих случаях:
- отсутствует техническая возможность для участия в заседании посредством видеоконференц-связи;
- необходимо проведение закрытого заседания.
Вероятно, в гражданском процессе суд может руководствоваться схожими критериями. Однако формально суд вправе отказать в удовлетворении ходатайства и по иным причинам, например, в случае нецелесообразности использования видеоконференц-связи в процессе.
Согласно Закону N 66-ФЗ участие в деле посредством видеоконференц-связи обеспечивается только при наличии в суде технической возможности.
Для обеспечения участия лиц в судебном заседании с помощью видеоконференц-связи должны использоваться соответствующие системы судов по месту жительства или месту нахождения данных лиц. Суд, обеспечивающий участие лиц в заседании посредством видеоконференц-связи, обязан проверить их явку и установить личность, а также взять у свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика подписку о том, что суд, рассматривающий дело, разъяснил им права и обязанности и предупредил об ответственности за нарушение.
Чтобы обеспечить участие в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или лишения свободы, могут быть использованы системы видеоконференц-связи данных учреждений. В этой ситуации получить у свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика соответствующую подписку обязан начальник такого учреждения.
В случае возникновения технических неполадок при использовании видеоконференц-связи разбирательство дела должно быть отложено.
Минюст России предлагает упорядочить проведение интернет-трансляций судебных заседаний
Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Минюст России разработал проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект). Цель предложенных поправок - установление в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях единообразного регулирования порядка проведения фото- и киносъемки, видеозаписи судебного заседания, а также его трансляции по радио, телевидению и в сети Интернет.
Напомним, что в настоящее время фото- и киносъемка, видеозапись и трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускается с разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 7 ст. 11 АПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ). Однако действующим процессуальным законодательством не определено, в каком порядке можно получить разрешение на проведение съемки, записи или трансляции судебного заседания, а также каким образом следует их проводить.
Отдельные аспекты осуществления указанных действий разъяснены Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 08.10.2012 N 61 "Об обеспечении гласности в арбитражном процессе" (далее - Постановление N 61) и Пленумом ВС РФ в Постановлении от 13.12.2012 N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" (далее - Постановление N 35).
Разработчики Проекта предлагают ввести нормы, согласно которым для проведения съемки, видеозаписи или трансляции судебного заседания потребуется устное или письменное ходатайство заинтересованных лиц. Исходя из ч. 1 ст. 41 АПК РФ, лица, участвующие в деле, смогут представлять ходатайства и в электронном виде. Отметим, что в Проекте не определено, какие лица могут быть отнесены к категории заинтересованных. Вероятно, к ним могут относиться не только участвующие в деле, но и иные лица (например, представители СМИ). Подобные разъяснения были даны Пленумом ВАС РФ в п. 4 Постановления N 61.
В ходатайстве о проведении трансляции судебного заседания необходимо будет указать наименование СМИ или интернет-портала, посредством которого будет осуществляться трансляция. Вероятно, данное ходатайство может быть подано в предварительном судебном заседании или непосредственно в судебном заседании. Суд будет обязан рассмотреть и разрешить это ходатайство с учетом мнения сторон. Отметим, что согласно ст. 159 АПК РФ суд обязан разрешить ходатайство после заслушивания мнений лиц, участвующих в деле.
Проект содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых суд должен отказать в удовлетворении заявленного ходатайства. К таким случаям предлагается отнести:
- проведение закрытого заседания;
- обоснованное возражение лица, ссылающегося на необходимость обеспечения неприкосновенности частной жизни и защиты коммерческой или иной охраняемой тайны;
- проведение съемки, записи или трансляции, если эта съемка, запись или трансляция может привести к нарушению фундаментальных прав, свобод и законных интересов человека.
В соответствии с Проектом суд должен будет вынести мотивированное определение о разрешении на проведение фото- и киносъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания. Объем, в котором могут быть осуществлены такие мероприятия, будет устанавливаться судом.
Предполагается, что для проведения съемки, видеозаписи или трансляции судебного заседания обязательно наличие в суде технической возможности.
Отметим, что действующим законодательством прямо не предусмотрена возможность транслировать судебное заседание в сети Интернет. Однако Пленум ВАС РФ в Постановлении N 61 указал, что по смыслу ч. 7 ст. 11 АПК РФ такая трансляция допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании судьи. Применительно к гражданскому и уголовному процессу аналогичные разъяснения были даны Пленумом ВС РФ в Постановлении N 35. Кроме того, некоторые суды уже обеспечивают трансляции судебных заседаний в сети Интернет. В случае принятия Проекта возможность транслировать судебные заседания в Интернете будет установлена на законодательном уровне.
Помимо прочего, Проектом предусмотрена обязанность судов размещать на своем официальном сайте сообщение о проведении трансляции судебного заседания в сети Интернет со ссылкой на место ее размещения. Также предполагается, что в сети Интернет будет размещаться протокол судебного заседания (в том числе в форме аудиозаписи). Отметим, что Проект не содержит положений, регулирующих сроки, в которые суд обязан размещать данные материалы.
Разработчики Проекта предлагают отказаться от законодательного закрепления права лиц, присутствующих в судебном заседании, делать заметки по ходу судебного заседания и фиксировать его с помощью средств звукозаписи без соответствующего разрешения суда. Это право планируется сохранить лишь в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Можно предположить, что если Проект будет принят в существующей редакции, то для совершения указанных действий, вероятно, также придется получать разрешение суда.
С текстом Проекта можно ознакомиться на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.